По вопросам обучения рукоделию, курсам, мастер-классам в Санкт-Петербурге ( СПб ) звоните по тел. (812) 932-65-59    

   Главная

   Новости сайта

   Из истории вышивки

   Приглашаем на
      курсы


   Приглашаем на
      мастер-классы


   Фотографии курсов
      и мастер-классов


   Рукоделие в
      Санкт-Петербурге


   Школа рукоделия

   Чудесная мастерская

   Рассказы, советы,
      рекомендации


   Форум рукодельниц

   Библиотека

   Наши работы

   Книга отзывов

   Опросы

   Как нас найти


Агент@mail.ru On-line консультант
info@neva-mozaika.ru





Рассказы, советы, рекомендации

Происхождение жемчуга

Автор: Наталья Сергеева

Происхождение жемчуга.

Уже довольно давно возник у меня спор со знакомой относительно жемчуга искусственного и искусственно выращенного. Я утверждала, что сейчас весь жемчуг, который используют ювелиры, искусственно выращен. Она утверждала, что жемчуг очень дорогой и не считается ценным, если выращен человеком. Оказалось мы обе не совсем правы.

Всего существует три вида жемчужных бусин и правильней их называть:

Натуральный жемчуг – образуется без участия человека, всегда был дорог. В древности 4–5 граммов жемчуга приравнивались к 50 граммам золота. В начале XXI века он стоит целого состояния!

Искусственный жемчуг – качественная имитация жемчуга стала возможной с появлением красителей, содержащих натуральный перламутр. Его добывают из рыбьей чешуи и вытяжек из моллюсков. В дорогой бижутерии в качестве основы используются стеклянные полые шары, которые с внешней стороны несколько раз окрашивают перламутром, а внутренность заполняют воском. Такая технология придает искусственному жемчугу все свойства натурального – блеск и прочность. В дешевой бижутерии используется пластик, с него перламутр, к сожалению, быстро «слезает». Чтобы отличить качественную имитацию от дешевой подделки, поднесите жемчужину ко рту: если почувствуете холод – то бусина сделана из стекла, если тепло – внутри пластмасса.

Культивированный жемчуг - по свойствам ничем не отличается от натурального. Разница в том, что инородное тело в раковину моллюска подкладывает человек, а не случай. Сегодня практически весь жемчуг, используемый в ювелирных украшениях, – культивированный.

Согласно официальному определению Международной Федерации Драгоценностей, Серебра, Алмазов, Жемчуга и Камней (CIBJO), природный жемчуг – это жемчуг, созданный без любого человеческого вмешательства, тогда как производство искусственного жемчуга невозможно без участия человека.

Кстати, искусственно выращенный жемчуг более ровный и блестящий, чем натуральный, поэтому в ювелирных изделиях выглядит лучше.

Думаю, как образуется жемчужина знают все, а вот о том, как делаюn культивированный жемчуг рассказать интересней.

Еще в XIII в. китайцы обнаружили, что инородные тела, помещенные внутрь раковины пресноводных уний, покрываются слоем перламутра. Особой лопаточкой они слегка приоткрывали створки раковины и с помощью бамбуковой палочки помещали избранный предмет между мантией и раковиной моллюска. Затем раковину возвращали обратно в водоем, где она жила несколько месяцев или даже два или три года. По прошествии этого времени предмет обрастал перламутром и прирастал к раковине. Это могли быть глиняные шарики, кусочки кости, дерева или меди. Очень часто внутрь раковин помещали крошечные изображения Будды, отлитые из свинца или олова. Это искусство процветало в Китае на протяжении семи столетий. Приблизительно в середине XVIII в. этот способ независимо предложил великий шведский натуралист Линней, и некоторые выращенные им жемчужины хранятся в коллекции лондонского Общества Линнея. Линней не совершенствовал сам свой способ, но раскрыл его секрет в 1762 г. Его метод заключался, по-видимому, в том, что в створке раковины сверлилось отверстие, в которое на конце серебряной проволочки вводился известняковый шарик. Проволочка позволяла время от времени передвигать шарик, с тем чтобы он не прирастал к раковине. Этот способ не получил распространения и вскоре был забыт.

В конце прошлого века японцы переняли у китайцев столь долго существовавшее искусство выращивания жемчуга и приблизительно в 1890 г. создали целую отрасль промышленности. Японский метод заключался в том, что к перламутровому слою раковины прикрепляли шарик, изготовленный также из перламутра, после чего моллюск возвращали в море. Таким образом получали образования, напоминающие пузырчатый жемчуг. Скорость отложения перламутра весьма различна, но, по-видимому, заметно больше, чем в случае, когда моллюск не потревожен. Шарики покрывались перламутром только с одной стороны, и при удалении из раковины их необходимо было прикреплять к кусочку перламутра, чтобы придать жемчужине обычную симметричную форму. Поэтому "японские" жемчужины, как их называли, легко распознать, исследовав обратную сторону.

Многочисленные опыты, которые проводились с 1914 г. главным образом Микимото, позволили существенно усовершенствовать метод; получаемый продукт ныне известен как "выращенный жемчуг" (cultured pearls). Метод заключается в следующем: у одной из устриц из мантии вырезают полоску живой ткани. В кусочек этой ткани заворачивают зернышко перламутра и помещают его через разрез в мантию другой устрицы. Операция проходит успешнее, если сначала вводят кусочек одной лишь пересаживаемой ткани, а затем, в тот же канал, завернутое в ткань мантии перламутровое зерно. Устрицу затем возвращают в море, где пересаженная ткань ведет себя таким же образом, как и собственные клетки эпителия животного, выделяя перламутр, который постепенно обволакивает инородное зерно.

Этот процесс стал основой развитой отрасли промышленности. Собирают икру местных жемчужных устриц Pinctada martensi и молодых устриц помещают в металлические клетки с мелкими ячейками, чтобы предохранить моллюсков от нападении морских звезд, осьминогов и других врагов, обитающих в море. Клетки с жемчужными устрицами подвешивают к плавающим буям, которые соединяются друг с другом и образуют большие плоты, удерживающие до 80 000 клеток. С помощью моторных лодок перемещают плоты с места на место в пределах залива, чтобы обеспечить устриц пищей. Периодически клетки чистят, проверяют, не заболели ли их обитатели, и спустя два года устриц пересаживают в большие клетки. Работу выполняют девушки-нырялыцицы. Через три года, когда устрицы достигают зрелости, производится операция, описанная выше. Устрицы, содержащие введенные зерна перламутра, помещают в клетки и возвращают в море, где они остаются следующие семь лет. Их время от времени осматривают, для того чтобы убедиться, что они здоровы. В течение этого периода на введенных инородных зернах отлагается слой перламутра толщиной в среднем 0,625 мм. При весьма благоприятных условиях четверть оперированных устриц может дать жемчужины. Часто это соотношение уменьшается до 1/20 части. Из выращенных таким образом жемчужин лишь небольшая часть является высококачественной. Недавно введенное усовершенствование метода предусматривает обработку мантии моллюска и вводимого ядра раствором антибиотика, например ауреомицина. Полагают, что подавление деятельности бактерий, обеспечиваемое таким образом, ускоряет рост жемчужин и улучшает их качество.

Перламутр выбирают в качестве материала для ядра потому что из него легко изготовить шарики, и потому, что получающуюся в конце концов жемчужину легко просверлить. Шарики тщательно подбираются по размерам - они не должны быть больше некоторой предельной величины, которую может усвоить данная устрица. Если шарик превышает некоторый определенный максимальный размер, он может убить устрицу. Поскольку местные виды устриц сравнительно невелики, размер шариков колеблется обычно от 1/2 грана до 4 гран, редко достигая 6 гран и еще реже - 12 гран. Однако, если используется крупный вид Pinctada margaritifera, можно получить выращенные жемчужины весом до 60 гран.

Искусственно выращенные жемчужины впервые появились на лондонском рынке в начале 1921 г. Тогда полагали, что они происходят из нового района добычи жемчуга. Как только в этих жемчужинах обнаружили перламутровые ядра и установили их истинную природу, торговцев жемчугом охватил ужас. Однако вскоре выяснилось, что эти выращенные жемчужины при облучении ультрафиолетовым светом флюоресцируют зеленоватым цветом, что позволяет легко отличить их от природных жемчужин, флюоресцирующих небесно-голубым цветом. Позднейшие исследования показали, что это различие в флюоресценции обусловлено разным типом вод, в которых жили соответствующие жемчужные устрицы, и не зависит от характера выделения перламутра, так что это испытание не вполне надежно для выявления выращенных жемчужин. К счастью, незадолго до этого был предложен другой метод который мы опишем ниже, и ныне опытный исследователь может безошибочно определить, не образовалась ли данная жемчужина при вмешательстве человека. В результате цены на выращенный жемчуг быстро упали до половины стоимости природного жемчуга, а впоследствии сократились до одной пятой или даже менее.

Вопрос о том, как долго может существовать такое значительное неравенство в стоимости природного и выращенного жемчуга, до сих пор является спорным. Как и для других предметов роскоши, цена на жемчуг определяется исключительно тем, сколько готов заплатить покупатель, а знатоки настаивают на том, чтобы природный жемчуг ценился намного выше, чем выращенный.

Такая точка зрения представляется абсурдной, потому что перламутровая оболочка обоих этих видов жемчуга одинакова, по крайней мере настолько, насколько это способен уловить человеческий глаз. Тем не менее, факт остается фактом - знатоки предпочитают природный жемчуг. Кроме того, остается открытым и вопрос о том, можно ли выращенный жемчуг с его относительно тонкой перламутровой оболочкой сравнивать с лучшими природными жемчужинами. Опыт показывает, что перламутровая оболочка, отложившаяся вокруг перламутрового ядра, может истираться, если она слишком тонка если выращенная жемчужина подвергается истиранию при носке. Кроме того, вследствие усадки ядра оно может отделиться от оболочки и свободно болтаться внутри ее, как в погремушке. Однако выращенные жемчужины высокого качества лишены этих недостатков.

Во время второй мировой войны выращивание жемчуга в Японии почти прекратилось из-за недостатка рабочей силы и трудностей, связанных с приобретением материалов и оборудования. Кроме того, нехватка продовольствия привела к тому, что устриц стали использовать в пищу. После войны возрождение этого промысла шло медленно, однако к 1952 г. стоимость ежегодно экспортируемого из Японии выращенного жемчуга достигла приблизительно 1 750 000 фунтов стерлингов.

Процесс выращивания жемчужин без ядра был разработан японцами на озере Бива на острове Хонсю, где были использованы пресноводные моллюски Hyrlopsis schlegeli, Образование таких "безъядерных" жемчужин стимулируется тем, что в мантия одного моллюска делается десять - двадцать надрезов, в которые вводят кусочки мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок, и если моллюска вернуть, в водоем, то можно получить второй "урожай".

С 1956 г. выращивание жемчуга развивалось и в Австралии,. Работы начались в бухте Кури в заливе Брекнок, на северо-западном побережье Австралии, приблизительно в 380 км к северо-востоку от Брума. Сначала выращивали пузырчатый жемчуг, но в 1958 г. на рынок стали поступать целые выращенные жемчужины. Этот промысел развился также в Квинсленде, на острова Фрайдей и в других местах в Торресовом проливе, на группах островов, расположенных в 32 км от мыса Йорк. Здесь выращиваются безъядерные жемчужины, и отсюда поступают восторженные сообщения о том, что за короткое время удается получить крупные выращенные жемчужины отличного качества.

За 2–3 года устрица наращивает вокруг объекта слой в 5 мм. Чтобы вырастить жемчужину среднего размера требуется, 3–4 года, крупную – 12 лет, гигантскую – более 200. Неслучайно самым крупным камнем признана «Жемчужина Аллаха», которую извлекли из гигантского моллюска, весившего 3 тонны и прожившего 450 лет. Вес жемчужины составил почти 7 кг. Правда, несмотря на восхищение, владельцы не решились использовать ее в качестве украшения – слишком тяжело.

Жемчуг - самоцвет с красивым блеском, высокого качества называется "зрелым", а низкого качества - "незрелым". Здесь важную роль играют толщина перламутровых слоек, степень развития конхиалиновых прослоек и сам узор роста. Более ярким блеском и игрой цвета отличаются перламутровые слойки толщиной 0,4-0,6 микрона, что свойственно преимущественно морским моллюскам. Специалисты различают около 120 оттенков жемчужин. Самый распространенный - серебристый, самый редкий - зеленовато-голубой. Последний встречается только у одного из островов Индонезии. Цвет жемчуга зависит от типа воды и географического места, где живут жемчужницы. Для каждого бассейна характерен жемчуг своего оттенка. Жемчуг нежно-розового цвета добывают у берегов Индии, желтоватого - в прибрежных водах Шри-Ланки, нежно- и коричнево-золотистого - у берегов Панамы; Мексика дает красновато-коричневый и черный жемчуг, Япония - белый и светло-зеленоватый, Австралия - белый и серебристо-белый, у Багамских островов известен светло-розовый жемчуг, у Калифорнии - розовый, темно-коричневый и черный, в Персидском заливе - нежно-кремовый. Лучший черный жемчуг, в том числе культивированный (до 15 миллиметров в диаметре), поступает с Таити. Оказывается, мы инстинктивно выбираем жемчуг того оттенка, который ближе к цвету кожи. Поэтому европейцы обычно предпочитают белый жемчуг, японцы – желтый, а жители Африки – коричневый и черный. Когда же европеец надевает украшение с цветным жемчугом, он признается в своей экстравагантности и любви к экзотике.

Цвет жемчуга имеет свою цену: наиболее дорогим считается ярко-розовый и черный, а самым дешевым – желтый. Производители жемчуга идут на поводу у сложившихся традиций и склоняются в сторону дорогих цветов.

Наглый результат компиляции из 5 или 6 Интернет источников.




















































Календарь занятий

Курсы рукоделия в Санкт-Петербурге (СПб)

  ПЛЕТЕНИЕ  

  ПЛЕТЕНИЕ НА КОКЛЮШКАХ Идёт набор в группу!
3 месяца, 36 часов
Начало занятий: 13 мая 2017 года. суббота, с 11.00-14.00.

 
УКРАШЕНИЯ ИЗ БИСЕРА И БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ.
10 занятий, 30 астрономических часов.
Начало занятий: 29 октября 2016 года, суббота с 14.30-17.30

  ВЫШИВКА  

  КУТЮРНАЯ ВЫШИВКА (ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ КРЮЧОК+ИГЛА) Идёт набор в группу!
1 курс - 5 занятий
Начало занятий: апрель 2017 года, воскресенье

 
ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ Идёт набор в группу!
5 занятий,
Начало занятий: 10 января 2017 года, вторник

 
СВЕТСКОЕ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЁ Идёт набор в группу!
18 часов, 6 занятий - 1 уровень обучения;
Начало занятий: апрель 2017 года, среда, утренняя группа

 
ХАРДАНГЕР . НОРВЕЖСКАЯ ВЫШИВКА
5 занятий
Начало занятий: февраль 2017 года, оставляйте заявки на обучение!

  ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ Идёт набор в группу!
15 часов, 5 занятий
Начало занятий: 6 апреля 2017 года - утренняя группа, вторник

 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА: традиция и современность. Идёт добор в группу!
36 часов, 12 занятий
Начало занятий: 10 сентября 2017 года, воскресенье 1 курс.

  ВЯЗАНИЕ  

  ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ. Базовый курс. Идёт набор в группу!
12 занятий, 36 астрономических часов.
Начало занятий: 15 марта 2017 года, четверг

 
ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ, с нуля, 1 курс Идёт набор в группу!
36 часов, 12 занятий
Начало занятий: 5 апреля 2017 года, среда - утренняя группа ;5 апреля среда 2017 года, - вечерняя группа.

  СТУДИЯ РИСОВАНИЯ  

  РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ Идёт набор в группу!
15 часов, 5 занятий
Начало занятий: апрель 2016 года пн,вт,ср,чт. с 11.00-14.00., возможны индивидуальные занятия утром, днём, вечером.

  КРОЙКА И ШИТЬЁ  

  КРОЙ И ШИТЬЁ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.ИДЁТ НАБОР! АКЦИЯ МЕСЯЦА!
вечерня и группа выходного дня - 3 месяца, 72 часов, 25 занятий; утрення ЭКСПРЕСС-ГРУППА - 1,5 месяца, 72 часов.
Начало занятий: 5мая 2017 года ВЕЧЕРНЯЯ группа (вторник и пятница); УТРЕННИЙ ЭКСПРЕСС-КУРС- 4 мая2017 (вторник и четверг)) .Выходного дня суббота 22 апреля


Мастер-классы в Санкт-Петербурге (СПб)
  ВЫШИВКА ЛЮНЕВИЛЬСКИМ КРЮЧКОМ, БАЗОВЫЕ НАВЫКИ. Идёт набор на мк!
14.30-16.30.
Начало занятий: 25 марта 2017 года, 14.30-16.30

  РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ Идёт набор на мастер-класс!
3 часа, с 11.00-13.00
Начало занятий: каждую неделю месяца 2017 года воскресенье, пон,вт,ср,чт, с 11.00-13.00., возможны индивидуальные занятия утром, днём, вечером- 1000р




Copyright 2007-2014 © All rights reserved. ООО "Невская мозаика"
При полном или частичном использовании материалов требуется разрешение компании и обязательна гиперссылка на www.neva-mozaika.ru.



Rambler's Top100 Городовой - новости, события, отдых в Санкт-Петербурге