По вопросам обучения рукоделию, курсам, мастер-классам в Санкт-Петербурге ( СПб ) звоните по тел. (812) 932-65-59    

   Главная

   Новости сайта

   Из истории вышивки

   Приглашаем на
      курсы


   Приглашаем на
      мастер-классы


   Фотографии курсов
      и мастер-классов


   Рукоделие в
      Санкт-Петербурге


   Школа рукоделия

   Чудесная мастерская

   Рассказы, советы,
      рекомендации


   Форум рукодельниц

   Библиотека

   Наши работы

   Книга отзывов

   Опросы

   Как нас найти


Агент@mail.ru On-line консультант
info@neva-mozaika.ru





Рукоделие в Санкт-Петербурге: выставки

Выставка работ мастериц студии «Русские узоры»

Место проведения: Санкт-Петербургский Политехнический университет.
Дата проведения: 16 марта 2006

16 марта 2006 года мной и хозяйкой этого сайта Натальей была совершена вылазка на выставку народной вышивки. Небольшой отчет о наших впечатлениях.

После некоторого плутания по территории Политехнического университета города Санкт-Петербурга, мы попали в выставочный зал, отведенный мастерицам студии «Русские узоры». Эта студия – старейшая в нашем городе, а её участницы являются на данный момент самым старым поколением петербургских вышивальщиц.

Сначала от разнообразия цветов и количества вышивки зарябило в глазах. Мы схватились за камеру и фотоаппарат, благо снимать разрешили сразу же, на оба устройства, как и размещать фотографии в Интернете.

На выставке было пусто и безлюдно. Объяснений этому несколько: во-первых, мы пришли в будний день, во-вторых, минимум информационной поддержки, т.е. люди почти не знали о выставке. Но нам это даже понравилось, поскольку мы смогли рассмотреть, обсудить и даже потрогать (!), каждую работу. Сначала мы осматривали работы сами, затем нам, как единственным посетителям, провели экскурсию.

Тут меня ждало одно из самых больших разочарований. Поскольку для меня народная вышивка – это в первую очередь сакральное мировоззрение, зашифрованная тайнопись узоров. Я обрадовалась, что сейчас наконец-то получу ответы на вопросы, которые давно меня интересовали. Что означают дамы с руками похожими на веники или птицы больше похожие на динозавров. Ответов на свои вопросы я так и не получила. Потому что вся студия работает только по рисункам её идейного лидера – Людмилы Ивановны Хоповой. Сами мастерицы не разрабатывают для себя узоров. Более того, чтобы приступить к новой работе вышивальщицы специально ездят к руководительнице, которая лично создает для них узоры. Ученицы не могут ответить на вопросы ни по истории швов, ни по значению узоров. Главным образом внимание уделяется внешней стороне вышивки, т.е. технике и «русскости» мотивов. На мой взгляд, это досадный пробел в знаниях вышивальщиц. Но руководитель студии считает, что тем самым она прививает своим ученицам чувство вкуса и любовь к прекрасному. Зато техника у многих мастериц на очень высоком уровне!

После того как нам закончили рассказывать об историях создания тех или иных вещей, нас предоставили самим себе, за что участницам студии большое спасибо. Мы не отказались от удовольствия перевернуть или вывернуть работы – ведь обратная сторона изделий тоже является предметом гордости мастера. Изнанка многих изделий практически неотличима от лицевой стороны и это впечатляет!

Очень понравились блузы вышитые гладью белым по белому. Эффектно смотрятся вещи домашнего обихода выполненные владимирским верхошовом, ананьевской строчкой, счётной вышивкой и т.д. Конечно, для того, чтобы иметь в своей квартире такие предметы декора, нужен специальный интерьер. Но, по словам участниц студии, все вещи, которые представлены на выставке, действительно носятся создателями или используются в интерьере.

К самому распространенному виду шва – кресту у мастериц резко отрицательное отношение. Они называют современную вышивку крестом «пошлым дамским рукоделием» или «недостойными пейзажиками», а так же считают, что это «подмена русской самобытной вышивальной традиции». Хочется дословно привести текст статьи, которая была выставлена на выставке:


Статья Галины Куликовой из газеты "Политехник".

«Трудно подобрать слова, чтобы достоверно передать и великолепный художественный вкус, и отличную технику, и разнообразие стилей и направлений. Тем более что они совершенно не увязывались с привычно утилитарными названиями — полотенца, скатерти, занавески, покрывала. Это были настоящие произведения искусства, созданные руками не профессионалов, а мастериц студии «Русские узоры», бессменным руководителем которой вот уже полвека является Людмила Ивановна ХОПОВА. Человек необыкновенной судьбы — фронтовая медсестра, дошедшая до Берлина. Нефтяник по образованию, ярая поклонница классического народного искусства, которому она без всякого преувеличения посвятила всю свою жизнь. Она непримирима к попыткам подменить самобытную российскую школу так называемыми «дамскими вышивками». В этом вопросе Людмила Ивановна не признает никаких компромиссов. Людмила Ивановна очень требовательна к своим ученицам. Не только подскажет, но и покажет сама.

Л.И. Хопова: «Давным-давно, на выставке была представлена моя первая работа (репродукция картины «Сталин на фоне Кремля»), которую я теперь называю не иначе как «пакость», потому что это была откровенная безвкусица.

Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не встреча с замечательным человеком Маргаритой Николаевной Каменской, которая вела семинар по прикладному искусству при Доме народного творчества. Именно она научила нас русской классике, умению противостоять засилью пошлости. Для нас каждый четверг открывали запасники Русского музея, Эрмитажа, музея Этнографии, чтобы мы могли воочию увидеть филигранную технику старых мастеров разных областей России. Ездили за опытом в Москву в училище прикладного искусства, в институт легкой промышленности. Брали у них книги и брошюры с описаниями всех оттенков техники. Когда мы узнали «Горьковский гипюр», «Владимирский верхошов», «Ананьевскую строчку», Калужскую, Тульскую перевить, Северную счетную вышивку, у нас будто пелена с глаз спала, и мы стали активно бороться против «крестика», против этой повальной безвкусицы. Не без нашего вмешательства была прекращена типографская штамповка «картин» для вышивания».

Такой же непримиримой она остается и до сих пор. И считает, что задача мастерицы — не в умении копировать, а «через предмет воспитывать и прививать красоту». От природы наделенная тонким художественным вкусом, Людмила Ивановна приумножила и продолжила истинно российскую школу мастеров, бережно сохраняя ее колорит и традиции.

Небезынтересно отметить, что студийцы работают по рисункам Людмилы Ивановны. Недаром ей в1980 году было присвоено звание «Народный мастер РСФСР».

Ее многочисленные ученики признательны Людмиле Ивановне за то, что она в каждой из них открыла талант, о котором они и не подозревали- Взяв в руки обычную иголку и нитки, они под ее руководством становились художницами, способными необыкновенно украсить свой быт, создать уникальные образцы одежды. Многие из них имеют звания лауреатов I-ой и 2-й степени. Вот как написала об этом декан ф-та культуры Гуманитарного университета профсоюзов Т.Б. Дементьева: «Пусть вас никогда не оставляет чувство величайшей важности Вашей педагогической деятельности. Ваши многочисленные ученики не просто художники, они также добры и красивы, как и Вы, ибо красивые изделия, как правило, результат творчества красивых людей».

Людмила Ивановна сумела из немногочисленного кружка рукодельниц выпестовать уникальный коллектив единомышленниц, которые создают исключительно высокохудожественные изделия, которые пользуются высокой репутацией у подлинных ценителей искусства. Подтверждение тому — многочисленные награды на престижных выставках: городских, всероссийских и зарубежных. Этими сказочными работами восторгались в Индии, Германии, Дании. Экспозиции были представлены в Киеве, Вильнюсе, в Кижах. Весь эмоциональный спектр мнений можно представить лишь в одной выдержке из отзывов: «Правильно говорят «живая старина»- Это как нельзя близко подходит к Вашим творениям. Спасибо за то, что среди будней и суеты у Вас хватает сердечной теплоты возрождать старинные промыслы и быть вестниками настоящей красоты.

Лучшие пошли по стопам своей наставницы, сами стали учитъ других рукоделию, Это Елена Леоненок, Екатерина Васильева. Ирина Куликова, Айна Ребрикова. А сама Студия превратилась ныне в методический центр рукоделия в микрорайоне Дома учёных. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому приглашаю вас, дорогие читатели, на выставку работ этих замечательных мастериц. Уверена, что они вам не просто понравятся, но еще и вдохновят самих взять иголку в руки, чтобы сделать первый стежок к сотворению маленького чуда».



В студии гордятся тем, что в советское время боролись против «типографской штамповка “картин” для вышивания». Мы несколько опешили от такой позиции, но спорить не стали, поскольку члены кружка в основном дамы в несколько раз старше нас, как и сама Людмила Ивановна Хопова, которой уже больше восьмидесяти лет. К тому же их хобби - народная вышивка. Но все же столь непримиримая позиция удивила.

Как ни странно, изделие, вышитое крестом нам, встретилось. Это черная блуза расшитая довольно простым мотивом розы. Изнанка не идеальная, стежки лежат в разные стороны. В основном, крест встречается как элемент других узоров. Хотя это один из самых простых и, поэтому распространенных швов в вышивках народов разных стран.

В целом, после просмотра работ несколько меняется отношение к народной вышивке. Начинаешь понимать, насколько гармоничны русские узоры по цвету и форме, появляется желание сделать себе хотя бы закладку или игольницу, выполненную в наших традиционных техниках, использовать русские орнаменты, цветовую гамму. Кроме того, начинаешь ощущать себя не «Иваном, непомнящем родства», а человеком, который знает свои истоки, человеком русской культуры.

Автор: Наталья Сергеева, Санкт-Петербург.


























Календарь занятий

Курсы рукоделия в Санкт-Петербурге (СПб)

  ПЛЕТЕНИЕ  

  ПЛЕТЕНИЕ НА КОКЛЮШКАХ Идёт набор в группу!
3 месяца, 36 часов
Начало занятий: 23 сентября 2017 года. суббота, с 11.00-14.00.

  ВЫШИВКА  

  КУТЮРНАЯ ВЫШИВКА (ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ КРЮЧОК+ИГЛА), ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КУРС, 1 УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ.Идёт набор в группу!
5 занятий
Начало занятий: 12 октября 2017 года, четверг

 
КУТЮРНАЯ ВЫШИВКА (ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ КРЮЧОК+ИГЛА), ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КУРС, 2 УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ.Идёт набор в группу!
5 занятий, группа выходного дня
Начало занятий: 7 октября 2017 года, суббота с 14.30. Расписание занятий появится в ближайшее время.

 
КУТЮРНАЯ ВЫШИВКА (ЛЮНЕВИЛЬСКИЙ КРЮЧОК+ИГЛА), БАЗОВЫЙ ЭКСПРЕСС-КУРС 1 день! Идёт набор в группу!
1 день, с 11.00-18.00. с перерывом.
Начало занятий: 14 октября 2017, суббота

 
ЯКОБИНСКАЯ ВЫШИВКА. КРЮИЛ. Идёт набор в группу!
36 часов, 12 занятий
Начало занятий: 4 октября 2017 года, среда

 
ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ Идёт набор в группу!
5 занятий,
Начало занятий: 26 сентября, 2017 года, вторник

 
СВЕТСКОЕ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЁ Идёт набор в группу!
18 часов, 6 занятий - 1 уровень обучения;
Начало занятий: вторник 26.09, утро с 11.00-14.00

 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА: традиция и современность. Идёт добор в группу!
36 часов, 12 занятий
Начало занятий: 1 октября 2017 года, воскресенье 1 курс.

  ВЯЗАНИЕ  

  СТУДИЯ РИСОВАНИЯ  

  РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ Идёт набор в группу!
15 часов, 5 занятий
Начало занятий: 2 сенября 2017 года, а так же в любой день по договорённости.

  КРОЙКА И ШИТЬЁ  

  КРОЙ И ШИТЬЁ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.ИДЁТ НАБОР!
вечерня и группа выходного дня - 3 месяца, 72 часов, 25 занятий.
Начало занятий: 18 cентября 2017 года ВЕЧЕРНЯЯ группа (понедельник и среда);23 сентября группа ВЫХОДНОГО ДНЯ (суббота)


Мастер-классы в Санкт-Петербурге (СПб)
  РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ ДЕКОРАТИВНОГО ФОНАРЯ Идёт набор на мк!
2 дня, с 11.00-18.00.
Начало занятий: 29 и 30 июля 2017 года

  РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ Идёт набор на мастер-класс!
3 часа, с 11.00-13.00
Начало занятий: каждую неделю месяца 2017 года воскресенье, пон,вт,ср,чт, с 11.00-13.00., возможны индивидуальные занятия утром, днём, вечером- 1000р




Copyright 2007-2014 © All rights reserved. ООО "Невская мозаика"
При полном или частичном использовании материалов требуется разрешение компании и обязательна гиперссылка на www.neva-mozaika.ru.



Rambler's Top100 Городовой - новости, события, отдых в Санкт-Петербурге